Итоговое сочинение (изложение)
2024-2025 учебный год
В 2024/25 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются:
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря последнего года обучения.
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут.
Обучающиеся и экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные даты, установленные Порядком
С результатами итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении).
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА действует бессрочно
На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы:
? Письмо Рособрнадзора № 04-323 от 14.10.2024: 1.pdf
? Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году: 2.pdf
? Правила заполнения бланков 2024/25: 3.pdf
? Сборник отчетных форм сочинения (изложения) 2024/25: 4.xls
Итоговое сочинение (изложение) является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации по образовательным программа среднего общего образования.
Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2024-2025 учебном году:
04 декабря 2024 года;
05 февраля 2025 года;
09 апреля 2025 года.
Для участия в итоговом сочинении (изложении) необходимо подать заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). Участники с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники – дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность.
Обучающиеся XI (XII) классов подают заявления и согласия на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна.
Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года
Согласие на обработку персональных данных
Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей)
СТРУКТУРА
ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банка тем
итогового сочинения. Он включает в себя более 2000 тем сочинений. Банк содержит
как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные
в последние годы.
Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового
сочинения.
Разделы и подразделы
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные
идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность.
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из
каждого раздела банка:
темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека»
КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
? связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации
нравственного выбора;
? нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах,
сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
? касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках,
их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
? позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного
пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
? побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков
литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
? связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа,
поколения, эпохи;
? нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях,
традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на
человека;
? касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности
сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
? позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём
вкладе в общественный прогресс;
? побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об
общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития
общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
? связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими
проблемами, вопросами экологии;
? нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта,
ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных
предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том
числе родном) и языковой культуре;
? касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения
великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с
юбилейными датами);
? позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с
историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения
исторической памяти и традиционных ценностей;
? побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях
развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека
Итоговое сочинение (изложение)
нормативная документация
Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 23.11.2023 №481-од "О проведении итогового сочинения (изложении) на территории городского округа Самара в 2023-2024 учебном году"
Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 27.11.2023.№ 781 "Об аккредитации общественных наблюдателей при проведении итогового сочинения (изложения) на территории Самарской области в 2023-2024 учебном году"
Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 23.10. 2023 № 706-од "Об утверждении Порядка организации и проведения итогового сочинения (изложения) и Порядка проверки итогового сочинения (изложения) на территории Самарской области в 2023-2024 учебном году"
Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 13.10.2023г. №1102-р "Об утверждении мест регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении) на территории Самарской области в 2023-2024 учебном году"
Информация о порядке проведения итогового сочинения (изложения) в 2023/2024 учебном году
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2023/2024 учебном году
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/2024 учебном году
Заявление на сочинение
Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) (для ознакомления обучающихся и их родителей
СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЯ/ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО