banner2.gif - 14.75 KB
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Итоговое сочинение

Итоговое сочинение (изложение)  

2022-2023 учебный год  

 

    Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.
В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

Во исполнение поручения Рособрнадзора сформирован Открытый банк текстов для итогового изложения, размещенный 27.10.2022 г. в открытом доступе на сайте ФИПИ. Данное решение принято в целях в целях развития устной и письменной речи обучающихся в рамках учебного процесса и создания благоприятных условий для повышения эффективности подготовки к итоговому изложению.
         В соответствии с 
информационным письмом Рособрнадзора от 24.10.2022 г. № 04-408    с 2022/23 учебного года итоговое изложение будет проводиться с использованием текстов из Банка изложений без изменения процедуры направления текстов для изложений в субъекты Российской Федерации.
Банк изложений содержит более 300 текстов, разработанных в 2014 – 2022 годах и распределенных по трем разделам:
Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).
Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).
Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).

Комментарий к  разделам тем итогового сочинения

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела:

?  связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

?  нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

?  касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

?  позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

?  побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:

?  связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

?  нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

?  касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

?  позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

?  побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела: 

?   связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

?  нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

?  касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

?  позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;

?  побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела:

?  связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

?  нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;

?  касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

?   позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

?  побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека

 

 

 

 Общая информация 

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году. 

Изложение вправе писать следующие категории лиц: 

-обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды; 

-обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 

-обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации. 

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы. 

Что касается дат проведения, школьники будут писать итоговое сочинение (изложение) в первую среду декабря, при получении «незачета» у них будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая. 

Время написания – 3 часа 55 минут. 

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Экзаменационный комплект   включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

 

Проверяют сочинения (изложения) экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне. 

Критерии оценивания итогового сочинения.

Экзамен оценивается по системе «зачет-незачет». В первую очередь необходимо соблюдать два главных требования:

1.                 Объем сочинения. Эксперты рекомендуют 350 слов. Но это не значит, что меньше писать нельзя. Минимальный объем – 250 слов (с учетом всех союзов, предлогов и частиц). Если будет меньше, то сочинение не проверяется, поэтому обязательно пересчитывай слова в работе.

2.                 Сочинение нельзя списывать. Если сочинение (или даже его фрагменты) взяты из какого-то другого источника, то оно не проверяется, и за всю работу ставится «незачет». В сочинении разрешено приводить цитаты, но обязательно с указанием источника.

Если эти два требования соблюдены, работа проверяется по пяти критериям:

1.                 Соответствие теме. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

2.                 Аргументация. Привлечение литературного материала. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

3.                 Композиция и логика рассуждения. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

4.                 Качество письменной речи. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

5.                 Грамотность. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Для получения «зачета» работа должна быть не менее 250 слов, написана самостоятельно и соответствовать трём критериям, причем первые два являются обязательными.

 

 Сроки, места, порядок информирования о результатах итогового сочинения (изложения) и срок действия результатов итогового сочинения (изложения)

          Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) завершается не позднее чем через семь календарных дней               с  даты проведения итогового сочинения (изложения).

         Обработка бланков итогового сочинения (изложения) завершается не позднее чем через пять календарных дней после завершения проверки итогового сочинения (изложения).

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».

         С результатами участники итогового сочинения (изложения) могут ознакомиться в образовательных организациях и в местах регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении), а также на официальном информационном портале check.ege.edu.ru.

         Итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования действует бессрочно.

        Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета  действительно                        в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

      Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них результатов итогового сочинения прошлых лет.

      Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

 

Итоговое сочинение (изложение)
нормативная документация


 Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 30.11.2022 №484-од "О проведении итогового сочинения (изложении) на территории  городского округа Самара в 2022-2023 учебном году"

 

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2022/2023 учебном году 

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/2023 учебном году 

Заявление на сочинение

Памятка о  порядке проведения итогового сочинения (изложения) (для ознакомления обучающихся и их родителей 

СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЯ/ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО