Мудрое наставничество:
опыт внеурочной деятельности по программе «Бабушкина школа»
Татьяна Петровна Мельникова,
учитель начальных классов
Наставническая деятельность всегда позволяет помочь детям продвинуться в личностном взрослении. В таком деле важно - кто станет наставником. Наш выбор – «серебряные» волонтеры Кировского подразделения Комплексного центра социального обслуживания населения Самарского округа, работающие под руководством педагога-психолога высшей категории Елены Григорьевны Тонкопеевой.
Учащиеся 3 «Б» класса познакомились с «серебряными» волонтерами в декабре 2018г., когда накануне Нового года «серебряные» волонтеры впервые пришли в нашу школу. Они рассказали детям о своих достижениях и перспективах в добровольческой деятельности. И узнали много интересного об успехах и планах своих маленьких слушателей.
Первая тема «В ожидании чуда» как нельзя лучше соответствовала новогоднему настроению и была посвящена исполнению желаний. К своему удивлению третьеклассники узнали, что каждый человек может стать немного волшебником, если научится четко формулировать свои желания и использовать возможности, предоставленные самой жизнью, для воплощения самой сокровенной мечты.
В работе с детьми волонтеры использовали принцип соревновательного сотрудничества. Учащиеся разделились на пять команд, каждая из которых стремилась выполнить задание психолога как можно лучше, а затем все вместе нашли оптимальное решение и порадовались общему результату. Что же делали «серебряные» волонтеры? Они эмоционально присоединились к детям как бабушки к внукам. У каждой команды была своя «бабушка», которая направляла деятельность «внуков»: не позволяла отвлекаться от намеченной цели, поощряла удачные идеи и вдохновляла на новые.
Очень скоро дети стали называть волонтеров «наши бабушки». Они с радостью встречали их, а расставаясь, спрашивали, когда их снова ждать «в гости». Все темы позитивных уроков были выбраны волонтерами с учетом актуальных проблем младших школьников - «Правила и традиции в семье и школе», «Ложь и фантазия», «Профилактика конфликтов», «Полезные привычки». Промежуточные результаты сотрудничества с классом «бабушки-волонтеры» представили на родительском собрании, где рассказали о том, как им работалось с «внуками», кто и как проявил себя в командной работе. Для родителей было довольно неожиданным увидеть своих детей не глазами классного руководителя, а глазами чьих-то бабушек, которые очень быстро стали для класса своими. Еще более неожиданным результатом позитивных уроков оказалась для них идея детей «стать волонтерами, как бабушки».
В апреле 2019г. группа волонтеров 3 «Б» приняла участие в деловой игре для опекунов и опекаемых детей «Правила здорового образа жизни». Игра проходила «на чужом поле» - в Комплексном центре социального обслуживания населения Самарского округа. Сценарий давно знаком. Все тот же принцип соревновательного сотрудничества. Только роль у мальчиков и девочек из 3 «Б» совсем другая.
Сверстники юных волонтеров выполняли задания психолога, а наши ребята помогали им координировать действия. В зрительном зале за команды болели не родители (у сирот нет мам и пап), бабушки-опекуны наблюдали за ходом деловой игры и радовались общей победе. Наши третьеклассники прониклись проблемами опекаемых детей и были горды тем, что могут им чем-то помочь. Один из моих учеников сделал серьезный вывод: «Я понял, что родителей надо беречь». На следующий день первый опыт волонтерства обсуждал весь класс.
17 и 31 мая 2019г. волонтеры 3 «Б» класса вместе с «серебряными» наставниками вышли на уличные акции, приуроченные к Международному дню детского телефона доверия и Международному дню защиты детей. «Серебряные» волонтеры изучали общественное мнение, популяризировали детский телефон доверия и приемные семьи, в которых воспитываются дети-сироты, а наши мальчики и девочки учились у них общаться с прохожими и помогали раздавать визитки и листовки. На этой позитивной ноте ребята расстались на лето с «бабушками-волонтерами», которых осенью снова «ждут в гости».
В октябре юные волонтеры теперь уже 4 «Б» класса встретятся со своими мудрыми наставниками, чтобы определить перспективы совместной добровольческой деятельности. Наши ученики заметно подросли личностно. Они не только научились учиться у старшего поколения, они хотят вкладываться в тех, кто нуждается в их помощи. Впереди много встреч с «бабушками-волонтерами», которых дети считают своими учителями по жизни. И каждая из них станет еще одним шагом на пути взросления наших мальчиков и девочек.